Мотопутешествие Байкал через Алтай Part 1

Путешествия
Предыстория:
Что ж, начать рассказ об этом путешествии следует с «исторической справки». В минувшем 2013 году примерно в те же числа мы пытались пройти этим маршрутом, но тогда нас подвела техника и водительские навыки Наталии. Вдвоем и на двух мотоциклах мы не доехали и до Кирова. Умерший ёбрик отправили домой, а сами прокатились вдвоем по совсем другому маршруту. Но мечта о покорении пространства на мотоцикле грела нас в межсезонье. Мы смотрели все фильмы на ютубе по запросу «мотопутешествие», пытаясь создать представление о дорогах которыми собирались проехать. Благо, видео стало появляться все больше. Посмотреть было что. Своим энтузиазмом мы заразили еще одну пару неофитов и вместе с ними строили планы. Негативный опыт прошлой поездки показал, что путешествовать нужно на технике, которая подходит для девчонок по высоте, не тяжелой и однозначно эндуро. как идеальный софт- эндуро был выбран Сузуки Джебел 250. Сначала девчонки морщились, поскольку он не красавец. Круглая огромная фара, задранное крыло, дутый бак… Девчонок поводили по мото- магазинам, они на Джебелах посидели и в корне поменяли свое мнение об технике. Исключительная эргономика аппаратов сделала свое дело и они были готовы смириться со специфическим внешним видом. Наши друзья, обладая лучшей финансовой базой, заказали себе максимально свежие мотоциклы из Японии. Наташка свой брала в магазине, причем в кредит, который ей платить еще год. Мне не было необходимости менять технику, поскольку желтый 400й трансальп полностью меня удовлетворял по всем статьям.
И так, техника есть. Теперь ей нужно научиться управлять на достаточном уровне, поскольку из за плохих навыков вождения в прошлом году Наташка за 3 дня путешествия в качестве пилоты грохнулась 5 раз, при этом чудом обошлось без серьезных травм- экип рулит. Поэтому Мы с Даниилом с начала сезона активно взялись за тренировки, благо в СПб есть и условно бесплатная мото- джимхана, и тренировки тяжелых эндуро. Скил прокачали достаточно неплохо. Наташку я категорически не мог вытащить на трены, поскольку, чтоб заработать на поездку, она пахала сутки через сутки 2 месяца подряд, и не шибко оставалось сил для чего- либо еще. Но за 2 недели до старта я все же дожал и провел индивидуальный экспресс курс, где смог обучить элементарно правильной технике. Что уже не мало.
Команда есть, техника есть, подготовка идет. Маршрут разрабатывал лично я, опираясь на отчеты и видео из интернета. В соцсетях есть популярная заметка: Красивейшие дороги России. Изучив ее, мы нашли Национальный парк Ергаки и решили обязательно его посетить. Находится он в аккурат посередине между Абаканом и Кызылом, но если объезжать по федералкам, там крюк от основного маршрута Алтай- Байкал в пару тысяч километров. Нашел спецучасток из Алтая в Тыву через перевал Бургузин. Так дорога значительно спрямлялась и становилась логичной.
Как это обычно и бывает, за месяц до старта наши друзья решают в поездке не участвовать, сославшись на неразрешимые проблемы финансового, бытового и психологического характера. По сути, для нас с Наталией ничего не меняется, но вот спецучасток вызывает серьезное беспокойство. Вытаскивать вдвоем с крепким парнем из глубокого брода Трансальп или с девчонкой- не одно и то же. Начал искать местных экспертов на форумах. Эксперты в категорической форме сказали через Бургузин нам не пройти таким составом. Спорить я не стал и начал искать альтернативу. И она нашлась. Нам посоветовали дорогу из Бийска в Абакан со словами: «абсолютно все проходимо». Вот теперь все готово к нашему старту.
День 1,2:



Стартуем 26 Июля. встали в 6 утра. закидали вещи на мотоциклы и уже к 9 были в пути. Провожала нас из Питера аномальная жара. В моем черном матовом шлеме натурально плавило мозги, но скорость делает свое дело. Если в прошлом году с Ёбриком приходилось тошнить 70-80 км\ч, то Джебел держит крейсер вполне достойные 90-100, и при этом имеет запас мощности для обгона. Проехали первую сотню, и прямо напротив заправки у меня теряется мощность, как обычно это бывает перед переключением на резерв топлива. Переключаюсь, раскручиваю движок, мощность возвращается. Заправляемся, едем дальше.
Прямо перед поездкой я меняю все расходники. среди прочего, в этот раз решил поменять все свечи и отсинхронить карбы. Со свечами отдельная история, поскольку в 2х горшках трансальпа их 4. и две находятся в колодцах, выкрутить их из которых можно только специальным свечником. Я поспрошал у комрадов и нашел такой ключик. Впервые с момента покупки двигателя менял глубокие свечи. Карбы доверил механику. Он их разобрал, промыл, собрал обратно. синхронить не стал. сказал посмотреть за расходом топлива и если что приехать еще раз. К сожалению, все это было за 2 дня до отъезда. Беду со спидометром я так и не смог вылечить, не смотря на полную замену улитки и троса. новый трос проехал километров 40 и разлетелся. уже второй за этот сезон. так что с расходом топлива был сюрприз, причем неприятный… Если раньше груженый трансальп в таком режиме жрал 4-5 литров 95, то теперь эта цифра аж 6-7, что весьма сказывалось на бюджете. Перевели мотоциклы на 92. расход не изменился, но бюджету полегче. Но это было чуть позже.
А пока мы пролетаем Мурманку, поворачиваем на Вологду и карабкаемся через ремонты. Уже на подъезде к Череповцу, всего через полторы сотни после заправки Трансальп «как будто держат за жопу». 3-4к оборотов и не поднять выше, крути ручку- не крути. потолок скорости в таком режиме 70 км\ч. вернулись к ёбрику… едем в Череповец искать механиков. при этом всем глушак при сбросе газа постреливает: ага, думаю я, косяк со смесью. Карбы глючат… В первую же отворотку на Череповец сворачиваем. Тут же гаражи и стоит мотоцикл. Тормозим. Так и так, значит, представляемся. Едем далеко, нужен механик, карбы посмотреть. Ребята звонят, находят нам Женю. Сопровождают до него. Женя работает в своем гараже и чинит все что ездит. Грамотный рукастый парень. ковырнул карбы- не к чему придраться. что еще… свечи! а чтоб проверить ключа- то нет. начинаем ключ изготавливать. время идет. Женя торопится домой, где его ждет жена с новорожденным ребенком. Принимается решение передать нас клубным ребятам. Их и больше и похоже вписка уже нужна будет на сегодня. до ночи починиться не выйдет. Собрали Трансальп, поехали к парням. Сразу загнали моты. Нас прокатили на такси по ночному Череповцу, показали достопримечательности, накормили, напоили пивом. Следующим утром свезли в мастерскую, где продолжили ковырять трансальп. Короче, дело было в свечах. я, из страха сорвать резьбу, что делать очень «люблю», просто не докрутил свечку, что и стало причиной проблем с зажиганием. поменяли свечи- все пошло на лад. не сразу, но через пару километров появилась мощность. движок заработал как часы. Единственное, проблему с расходом это не решило. если раньше я мог на одном баке чуть ли не 400 км проехать, то теперь эта цифра упала почти вдвое. так же выросли и расходы на бензин. Но это все дело техники. Главное- мы едем дальше. Едем вдоль Рыбинского водохранилища, сворачиваем в Пошехонье на дикие дороги. Все это пройденный прошлогодний маршрут. места знакомые и почти родные. Теперь мы идем быстро и легко. асфальт плохой, но нашим мотоциклам наплевать. ёмкая подвеска глотает все неровности, а практически полное отсутствие авто трафика делают дорогу еще более приятной. Населенные пункты выглядят полу- заброшенными. В прошлом году приметил руины церкви прямо у дороги. в этот раз решил остановиться и исследовать. Подобные развалины мы видели не один раз. Причем планировка церквей схожа. Все из красного кирпича, из чего можно сделать вывод об примерно одном времени возведения. Больше выводов сделать не могу, ибо не специалист, но очень интересно. В одном из населенных пунктов находим кафе, где нас недорого и очень вкусно кормят. Это придает еще сил, но время уже часов 6. в этот день я хотел доехать до Неи, где еще с прошлого года приметил шикарный песчаный берег для стоянки, но не доехали сотню километров до места, нас накрыла темнота. вынуждены вставать у дороги около какой- то канавы. Поскольку воду с собой не возили, чтоб умыться и попить чаю нужно вставать у водоема. стоянка не очень комфортная. канава грязная, а по дороге ездят машины. Плюс заправка будет в Нее, я уже еду на резерве, а залить канистру ума не хватило.
День 3:





Собираемся в путь. Уже хочется искупаться, но канава у которой мы стоим для купания не пригодна. Едем в Нею заправляться. Как я и ожидал, горючки мне до заправки не хватило. срезали бутылку, слили с Джебела. у него-то расход 3,5-5 никуда не делся. В Нее залил и канистру. теперь свой запас тащу. Дальше идет участок асфальта, который резко заканчивается, упираясь в разбитую в хлам грунтовку со щебнем и огромными ямами. В этом месте Наташка в прошлом году круто убралась. снесла Ёбрику морду и разбила локоть. остановились пофоткаться, как такое проехать. Дальше Асфальт. Долетаем до Кирова. По дороге уже тошнят фуры. Трафик увеличивается. Киров проходим мимо. заезжаем в магазин. Там к нам подходит парниша, говорит, что представитель одного из местных клубов и они могут нам предложить свое гостеприимство. мы вынуждены отказаться. времени часов 5-6. еще ехать и ехать. На том и разошлись. Дорогу Киров- Пермь нам описывали как довольно паршивую. Именно поэтому она нам и понравилась. асфальт идет волнами и нас приятно на них качало, зато все остальные видимо ездят как- то по- другому, поэтому никто не мешал нам и мы- никому. Вообще, мы идем 100 км\ч практически по любым дорогам. поэтому нам мешают фуры, тошнящие 80 и мы мешаем авто, которые едут 100+. Коробки нас обгоняют, упираются в фуру и дико тупят на обгонах, что бесит. у нас- то с обзором проблем нет, да и в целом ускорение бодрей чем у трети коробок. Короче, чем дорога хуже, тем она лучше и интересней. Ночуем на берегу Реки Вятки на пол- пути в Пермь. Далеко от дороги. Наконец у нас есть возможность вымыться. Вода холодная, но жить можно.
День 4:




Встаем с утра пораньше. Пермь объезжаем по автобану, затем он заканчивается и начинается дикое тошнилово через ремонты. В этот день мы хотим посетить Кунгурскую ледяную пещеру. работает она до 4х часов и мы об этом знаем. Подъезжаем к Кунгуру. заходим в кафе поесть и ничего не понимаем. На часах пятый час. как такое может быть. Мы потеряли 2 часа. Обедаем, подъезжаем к пещере- все закрыто. Как потом выяснили на обратном пути между Кировом и Пермью разница в 2 часа. Почему так- для нас загадка, но факт остается фактом. Что ж, не в этот раз… Доехать нужно было до Екатеринбурга, где нас ждал Александр с трансальп форума. Дорога изматывала. Фур не мало. уральских гор как таковых особо не замечаешь. просто дорога начинает идти по холмам, заросшим лесом. горы себе представляли совсем по- другому. К закату были на месте. Еще оказалось, что за Пермью мой теле2 отключается- весьма неприятный сюрприз. Александр принял шикарно. Накормил, напоил, спать уложил. В дороге всего 4й день и не вкатались по- настоящему, поэтому довольно сильно устали и эта возможность перевести дух была очень кстати. Еще Нам порекомендовали проехать через Казахстан. Дома я даже не рассматривал этот вариант, поскольку граница, страховка и вообще… Но Александр рассказал, что с границей все не так сложно, а дорога которой мы хотели ехать скучная и перегружена. Было принято решение ехать через Курган и Петропавловск.
День 5:

Утро мы потратили на то, чтобы подлатать трансальп. Во- первых поменяли комплектом свечи, после чего двигатель вроде ровней стал работать. во- вторых начал разваливаться боковой кофр. китайский голимый ящик, который мне достался бесплатно. немного не продумал крепления, поэтому пришлось их усилить. выехали ближе к часу дня. Дорога радовала. Почти пустая. вокруг красота. Разноцветные поля: желтые, белые, розовые. Березовые леса. ближе к границе начинаются степи и соляные озера- это для нас совсем необычное зрелище. в 30 км от границы падаем на ночлег в березовой роще.
День 6:
Страховка на мотоцикл на 5 дней в Казахстан стоит 40 рублей. На границе принимаю стратегически верное решение- запускаю Наташку вперед. Все таможенники ей очарованы. нас везде пропускают легко и быстро. Дрючить никто не хочет. Граница пройдена меньше чем за час. Впечатленные таким успехом решаем прокатиться через Казахстан аж до Павлодара и оттуда на Малиновое озеро. Проблема в следующем: как ехать не знаем абсолютно. Интернета нет. В Навигаторе карты Казахстана не забиты, перед поездкой изучать их и не пытался. Дальнобойщик подарил дурацкую карту- схему Казахстана. Вот с ней- то мы и пытались разобраться. Едем в сторону Астаны. дороги все в ремонтах. везде ограничение 50 км\ч. До этого, опять же в видео коллег, рассказывалось о суровых казахских законах и что лучше здесь не превышать, но в какой- то момент уже Наташка не выдерживает и вырывается вперед и прямо под носом у местных ГАИшников, ехавших нам на встречу. они разворачиваются передо мной, кричат в матюгальник, мол, стоять- бояться. Торможу. Вышли, пообщались. Они расспросили кто, откуда, зачем и куда. Рассказали в подробностях про штрафы. на наши деньги, за превышение на 10 км\ч около 4000р. Причем у тебя забирают права и не отдают, пока не заплатишь. на фоне этого активно процветает коррупция. Нас же отпустили с миром, пожелав счастливого пути. Затем ремонты кончились и дорога стала совсем паршивой. много крупных ям. вставать приходится все чаще. Проезжаем мимо степей. начинает появляться и крепнуть чувство нереальности происходящего. пейзаж совсем непривычный. остановились у некой стелы с казахской надписью. написано не понятно что, во многом поэтому решили сфотографироваться. буквально через 10 км останавливаемся у кафе чтоб перекусить, смотрим, а у Наташки нет заднего кофра. скидываем с Джебела оставшиеся. я на него прыгаю и несусь обратно. А в кофре ноутбук, спальники и фотоаппарат- все вещи не дешевые и крайне нужные. Долетаю до стелы- ничего. обратно еду медленно и всматриваюсь в обочины- опять ничего. Расстраиваю Наталию, она плачет. тут подлетает джип с надписью «Москва Владивосток» оттуда нам говорят: «ребята, не вы ящик потеряли? -Мы. -Там мужик на желтом мерседесе стоит у стелы хочет вам его вернуть.» Снова прыгаю на Джебела. Лечу к стеле. там стоит желтый фургон, оттуда выходит пожилой мужчина славянской внешности, обильно покрытый татуировками. Говорит вот, нашел ваш ящик и желаю вам его вернуть за тысячу. Я говорю, не вопрос. Только кошелек с деньгами оставил у подруги, поскольку нужно было взять ее телефон, с рабочей симкой, а кошелек оставил ей, поскольку в сумку все не влезало. Мужик подвез нам кофр. Расплатились с ним Приделали ящик и двинули дальше. еще одно чудо китайской инженерии не выдержало тряски. крепление просто вырвало и кофр пришлось пристегивать резинками, предварительно запасенными как раз на подобный случай. Доехали до Кокшетау. там остановились у торгового центра купить еды. Денег мы наменяли всего на тысячу рублей, поскольку не собирались сначала ехать через Казахстан дальше Петропавловска. К этому моменту платить могли только безналом. Пока Наташка ходила, я общался с контингентом. Один местный житель также славянской наружности рекомендовал нам ехать не через Астану, а в Щукинске свернуть на Сепногорск и доехать до Ерейментау. Собственно, его совету мы и последовали. До Щукинска прокатились по настоящему автобану, а дальше свернули на второстепенные дороги. Проезжали сначала степи, потом леса, холмы. Пейзаж все время менялся. смогли увидеть сусликов. На ночлег встали прямо в степи. В том месте, где начались холмы. Виды завораживали.
День 7:
Утром познакомились с миром насекомых. пока пили кофе поймали богомола. Изучили и отпустили с миром. Едем дальше. В Степногорске заправляемся. спрашиваем на заправке дорогу к Ерейментау. оказывается, нам по пути. Падаем машине на хвост. Сначала они едут быстрей, потом начинаются огромные ямы, которые мы проходим на скорости под 100, поскольку если едешь медленней подвеску курочит, а на такой скорости просто перелетаешь и все. Потом кончается асфальт и начинается щебень с редкими вкраплениями остатков асфальта. с двух сторон эту дорогу объезжают по степи. первый раз такое видели. Мотоциклы выдержали такое издевательство и без проблем вывезли нас к Ерейментау. там нас догнали местные байкеры и пригласили в Павлодар на байкфест. мы отказались, поскольку в принципе не жалуем такие мероприятия, да и график никто не отменял. Поскольку не было карты, на каждом непонятном повороте вылавливали местных аборигенов и спрашивали дорогу. В Павлодаре запутались и уехали не туда раз 5 подряд, на этом потеряв часа 2. к границе подъехали к пересменке. Народу скопилось порядком. Делаем покер- фейс объезжаем всех. тут же пара активистов подваливает к таможне и типа какого черта эти лезут. Таможенник подходит к нам с тем же вопросом. Я отвечаю, мол, конвенция вроде как Женевская есть, что мы на границу лезем без очереди. он пожал плечами и ушел. говорит, не слышал такого. Перерыв кончается. нам говорят- стойте. Стоим. Проходит пара машин. Уже думаем идти искать конец очереди, тут нас запускают… Проверяют и молодой таможенник говорит мне, пока досматривает: " откуда про конвенцию- то узнал? -из интернетов, вестимо. Так вот, говорит, не дочитал значит. Конвенция гласит, что без очереди лезут организованные группы из более скольки- то там человек. А на этой границе граждане РФ и КЗ и так имеют преимущество, но поскольку очередь именно из этих граждан и состоит, стоим все." Тем не менее это не помешало им нас пустить вперед, что было весьма кстати, поскольку уже стемнело. в ближайшем поселке находим 24 часа кафе. едим уже за рубли, что нас радует весьма, поскольку с приемом безнала в Казахстане туговато. отъезжаем от населенки и падаем в полях. как ни странно, комаров там нет совсем. И да, мы в Алтайском крае!
День 8:


Мы находимся недалеко от первой нашей цели- Малинового озера. Заезжаем в долину соляных озер- тоже весьма необычное зрелище. Они как круглые воронки, заполненные водой. с погодой нам повезло, поэтому они были как зеркала и отражали небо. на многих произрастали красные водоросли, поэтому малиновым можно назвать почти половину. Но когда мы к нему приехали- узнали сразу. оно, черт его дери, реально красное. Причем не водоросли, а именно вода. Честно сказать я даже не ожидал, что будет так круто, и ехать к нему не хотел. Говорят, в нем даже искупаться можно, но с другой стороны. Нам не удалось. вдоль кромки воды глубокая грязь, месить которую мы не рискнули. Дальше наш путь лежал к Рубцовску. Все вроде хорошо, но в паре километров за Озером дорога заходит в лес, асфальт кончается и начинается песочек. И его там порядка 30 км. Наташка страдала, но доехала без падений. до этого песка боялась панически. В Рубцовске нашли столовую, где неплохо поели за смешные 300 рублей. Двинулись по дороге в сторону Барнаула и приехать нам нужно было к Солонешному, но для тупого навигатора все дороги кроме федералок- грунтовки (IGO8) поэтому он нас отчаянно тащил в дебри, В Алейске ли с трассы и не далеко от Усть- Калманки нашему взору предстали " Горы" На самом деле это были скорей предгорья, но радости нашей не было предела. Закончился асфальт, солнце уже клонилось к закату. встали на пастбище около ручья, который протекал в котловине. Комаров было просто немеренно. Очень хотелось помыться. С Екатеринбурга едем грязные. мылись в этом ручье. Вода была зубодробительно холодной. Самой холодной за все наше путешествие. стирали там вещи и вода очень неохотно мылилась. Жестко было реально.
день 9:


Интернета снова не было и прокладкой маршрута занимался наш китайский друг. сначала мы доехали до Слюдянки и Верхней Слюдянки, где встретили пару колоритных личностей: бородатый мужик в черной, похожей на церковную одежде. на груди значок с императором Николаем 2 и второй с каким- то святым. Говорит не местный, но по горам мы проедем вряд ли, да и лучше не соваться туда. То же самое повторил другой мужик. Говорит дикие Алтайцы могут быть, пристрелить могут. потом пришел парниша помоложе: навигатор вас сюда привел? и рассмеялся. короче вернулись мы обратно. спрашивали у местных как ехать. Доехали до Петропавловского. Дальше нас отправили на Березовку и оттуда на Солонешное. сейчас персматриваю карту и понимаю, что прошли козьими тропами мимо дороги. Про Березовку сказали, что «Казачья станица» и когда мы проезжали мимо, в центре села стояла группа мужчин в тельняшках и весьма похожие на казаков. Жилье достаточно архаично. Смотрели они на нас слегка офигевшим взглядом. видимо гости у них не часто. Дорога очень красивая. Потом как- то незаметно она входит в Солонешное, а там и заправки и кафе и магазины. Дальше наш Путь лежал в сторону Усть- Кана, где возле Черного Ануя начинается подъем на водопады реки Шинок. по дороге видели последствия наводнений- смытые мосты и дороги. все уже восстановлено, но в виде временных переправ. Добрались до указателя на водопады. Написано 18 км. Погода отличная. Земля сухая. беру разгон и поднимаюсь. и в какой- то момент уже на первой передаче мотоцикл глохнет и начинает катиться назад. на месте стоять возможно только зажав оба тормоза. На тренировках мы такие моменты отрабатывали и в прошлый раз я оторвал дугу в процессе. здесь же даже не упал. тренировки не зря прошли. На передаче даешь газу, отпускаешь сцепление- жжет сцепу, глохнет. Значит мотоцикл не может туда заехать. Разворачиваюсь. Спускаюсь. Ближе к низу стоит Наташка. Спускаю Трансальпа, возвращаюсь за ней. Стоит на второй передаче. А так я думаю Джебел мог туда заползти. Вот Трансальп 400 не может, причем потом оказалось не только мой. Спустились, умылись из реки Шинок и поехали дальше. Денисову пещеру практически проскочили мимо. несколько раз нам говорили, что смотреть там не на что, и расстроенные поражением на водопадах решили послушать хейтеров. Тем более что дорога по прежнему продолжала доставлять. к вечеру добрались до Усть- Кана, поужинали и встали в кемпинге прямо напротив Пещеры Белый Камень.
День 10:
Утром забрались к пещере. По факту, это скорей грот. глубина метров 20. вход заварен решеткой, но и так все видно. До верха сделана деревянная летсница. Больше восхищает не пещера, а вид сверху. Затем мы выехали в сторону Чуйского траката. По мере продвижения вперед, горы становились все выше. к моменту выхода на тракт, а поняли мы это скорей по появлению большего количества машин, горы уже упирались в небо. Если до этого они были зелеными, то здесь в основном каменные стены серого цвета. Ощущение нереальности происходящего зашкаливает. Преходилось заставлять себя выключать камеру, чтоб экономит батарею, но пара поворотов и она включается снова. на месте слияния Чуи с Катунью встретили кругосветчиков. Два мужика из Америки на джипе и румын на В- строме. Ехали они в Монголию. Уже год едут… Добрались до Акташа, проехали чуть дальше и встали в кемпинге Мены, который максимально близко расположен к Гейзеровому озеру. Проехав чуть дальше от Акташа увидели снежные шапки, я так понимаю Горы Белухи.В кемпингах мы вставали в целях безопасности. деньги чисто символические- 200р за палатку. К вечеру пошел дождь, поэтому посещение озера перенесли на утро. Местные жители поставляют туристам отличный кумыс и айран. Разумеется мы решили все попробовать. Кумыс очень понравился. на вкус как квас, но молочный. алкоголь в нем если и был, не больше чем в том же кефире.
День 11:


Погода снова радовала. Гейзерово озеро мы видели в ясную и почти безветренную погоду, поэтому плывущие черные разводы на бирюзовом дне увидели отчетливо и даже удалось заснять таймлапс на камеру. Немного раздражало довольно густое население кемпинга и поток желающих посмотреть на озеро. чувство единения с красотами природы было жестко и быстро обломано крайне плохо воспитанным детенышем и идиотами родителями, при попустительстве которых безобразие и происходило. Как работник детской неотложной помощи в отпуске я желаю отдыхать именно от этого. Спасибо хоть штатив мне не свернул и камней в озеро не накидал, хотя пытался. Вернулись в Акташ, заправились и поехали в сторону Кату- Ярыка. Пофотографировались у Чертовых Ворот. Помылись в озере с видами на ледники. дорога незаметно поднимала нас вверх, что чувствовалось из за потери мощности двигателя, приходилось крутить сильней. То же самое было на перевале на Чуйском тракте. в какой- то момент вышли к смотровой площадке, где открылся шикарный вид на горы и озеро внизу. нас догнал Дастер с Питерскими номерами. из него вышла семейная пара пенсионеров. Пообщались, восхитились друг другом. они шли немного другим маршрутом, но тоже на Байкал. На вид им было лет 70+. еще по дороге встретили мужика из Челябинска, который ехал один на 17 летней Оке. Затем дорога пошла на спуск, который вышел к Кату -Ярыку. Местные жители предложили за 150 рублей отведать шашлык из Марала (местный олень). Разумеется от такого не отказывается. на вкус олень похож на говядину, что не удивительно. С Кату- Ярыка спускались медленно и печально. Мне крайне мешала сумка на заднем сидении, которая не давала принять правильное положение. из за этого приходилось держать себя руками, а зажатый руль на грунте нещадно колбасит. Но я не торопился. Нужно было Смотреть за Наташкой, чтоб если она уронит Джебела помочь его поднять, но все обошлось. Спустились минут за 18. Внизу снова поболтали с пенсионерами и поехали дальше. Долина реки Чулышман поражала. Это узкая каменная труба, на дне которой ты находишься. В других долинах такого ощущения нет. очень интересно. Едем в сторону юга Телецкого. Нужно встать около впадения в Чулышман реки Чульчи и от нее пойти завтра к водопаду. Заезжаем в первый попавшийся кемпинг. Встаем. Оказывается, там не работает жральня. Местные жители ушли на заготовку сена. А мы, привыкнув что на каждом углу есть харчевни не запаслись традиционным дошираком и тушенкой. остались только сублиматы, запасенные на случай проблем с едой. Сублиматы оказались гадкими на вкус и совершенно не питательными. К вечеру опять пошел дождь, загнав нас в палатку. Ночью был сильный ветер, который сдул Джебела. он упал, опрокинул Трансальп и сломал себе ветровик.
День 12:



Сегодня мы отдыхаем от мотоциклов, зато придется походить пешком, причем не слабо. 8,5 км в одну сторону до водопада Учар. местные жители перевозят на другую сторону Чулышмана за 500р, потом переправляют обратно. у входа на тропу дежурит работник заповедника и стрижет по 100рублей с человека за вход. выглядит как разводилово, но в целом по барабану. Тропа идет по склону горы и первых пару километров ее можно и на мотоцикле проехать. периодически встречаются небольшие ручьи- водопады, из которых обязательно нужно пить воду, поскольку если светит солнце, идти очень жарко. Кроме пары мест тропа выглядит полностью безопасной и не сложной. Учар великолепен. каменное нагромождение черного цвета, по которому текут бурлящие белые струи. Своеобразная, естественная плотина. Говорят довольно интересно еще наверху водопада, но в этот раз я не рискнул туда лезть. С собой мы взяли горелку, чай и сублимированный борщ и пюре. Поели, но поскольку пища совершенно не питательная, проголодались очень быстро. Пройдя примерно треть обратного пути, силы нас покинули. Начал мучить голод. А после Учара мы собирались заглянуть еще и на каменные грибы. Выйдя с тропы поперлись напрямую вдоль горы. там в поле стояла ржавая табличка: «Проход вдоль горы запрещен. Только вдоль реки. Сенокосные. Пощады не ждите.» Уставшие мозги не поняли смысла этой таблички и когда мы начали подходить ближе к строениям смысл вдруг доходит и я сворачиваю к склону горы. Уже идем так и думал проскочить по склону, но сил уже совсем нет, а грибы ближе не стали. Решаем развернуться в сторону переправы. Вернулись в лагерь, упали в палатку и полчаса просто не могли шевелиться. Страшно хотелось есть, но из жратвы были только те же проклятые мерзкие сублиматы. Заточили по пюре, намного легче не стало, но хоть голод подстих. уснули с трудом. Сильно болели ноги.
День 13





Всю ночь и утро до 10 часов шел дождь. Нам предстояло посетить юг Телецкого озера и двигать обратно на Кату- Ярык и по Чуйскому тракту до Бийска. До озера осталось меньше 40км. сначала дорожка была неплохой, но потом началась грязь, и мы стали падать. Универсальный рисунок шин «елка» везде хорош, кроме грязи. Наташка убралась раз 5. Я тоже пару раз повалялся. до озера мы дошли часам к 4м. Причем с твердым намерением попытаться вписаться на корабль, поскольку обратно тащиться по размытым дорогам перспектива совсем не радовала. Местные жители помогли нам отыскать нужный корабль. Весьма удачно совпало, что на следующий день он приходил за группой туристов и было свободное место на корме. пока пробирались вдоль берега к пирсу, Наташка уронила Джебела в озеро. он нагреб воды в центральный кофр и утонул ноутбук. Благо на этот момент фотоаппарат я уже возил в своем. Джебел по песку идет отлично. по кромке воды- совсем как по асфальту. на рыхлом его все же носит, но ехать можно. Трансальп же, будучи слоном зарывается в рыхлый моментально. пару раз пришлось откапывать. Разбили лагерь прямо на берегу у пирса. Тут же стояли лагеря тех, кто ждал своего корабля, но с кем из этих людей нам предстояло плыть вместе, мы не знали. Сколько денег мы за это отдадим не знали, так же. Зато здесь уже работали харчевни, поэтому мы смогли купить полноценной еды и вкусно поужинать.

6 комментариев

avatar
Прочитал на одном дыхании! Сейчас почти час ночи и по какой то причине отключили свет часов 6 назад, поэтому я лег спать и быстро отключился, но проснулся недавно попить воды, света до сих пор нет. Воспользовался телефоном как фонариком, заметил уведомление на почту и зашел на сайт. Открыв отчет я не смог оторваться, настолько интересно!
Ps.
Мужик, который продал вам потеряный кофр — откуда они берутся? Пытаются заработать при любом случае и как язык поворачивается просить бабки за чужие вещи…
avatar
Честно говоря, мы на мужика совсем не обиделись) Символическая плата за бесценные вещи. Мог не возвращать. Просто многие «простые» люди воспринимают мотопутешественников как причудливых богачей.
ЗЫ: пару дней назад с комрадами эндурили около родного СПб. Парни скинули в кусты кофры и лишние шмотки. Вернулись через час- кофры выпотрошены. причем украдены были зеркала и 15 летняя куртка. Вот такие откуда берутся- вопрос…
avatar
Да у нас в деревнях одна алкашня живет
avatar
Дима и Наташа, очень круто что вы нашли время написать отчёт о своём путешествии. Но я сейчас прочитать его не успею, надо срочно бежать на работу. Как найду время, так сразу прочитаю, мне уже жутко интересно! =)
avatar
Наконец я нашёл время прочитать отчёт…
Мега круто! Классно пишешь, интересно изъясняешься, мне понравилось. Фотки просто шикарные! Теперь нападаю на 2ую часть))
avatar
Алтайские фотки, к сожалению, поглотили воды Телецкого озера, в котором утонул ноутбук. Сейчас отвезем своим Айтишникам, попробуют извлечь… Само собой, фильм тоже будет ^_^
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.