Мотопутешествие Байкал через Алтай Part 2

Путешествия
День 14






Корабль пришел на час раньше обещанного. на корму мы загрузились по трапу, использовав последний как качели. впятером с командой это было не сложно. Наташка пока собирала лагерь, поэтому заснять процесс не удалось. Шли мы по Телецкому озеру с туристической группой, заезжая на всякие водопады. 80 километров заняли 7 часов. красота сногсшибательная. озеро со всех сторон окружено горами. в него впадает множество мелких водопадов. погода была солнечной, но нас нагоняла гроза, что так же было весьма красиво. денег мы отдали всего 7 тысяч, что практически даром. Говорят, если заказывать заранее, меньше 18 никак не выйдет. А тут у капитана есть место, он и берет дополнительную нагрузку. Выгрузились мы на севере Телецкого часам к 5и. В хелплисте у меня был Игорь Черный Африканец из Бийска. Набрал его, он сказал, что ждет. Тут нас догнала гроза и основательно намочила. До Бийска не далеко, но шли медленно. Потом пришла темнота- еще медленней. и у Африканца мы были часам к 11 вечера.
День 15:


Игорь Black African- классный мужик. Мото темой болеет на всю голову. У него свой Байк- пост. делает багажные системы и алюминиевые ящики. весьма дешевые и отличного качества, но не дружит с интернетом, поэтому его не так знают, как например самарских пацанов из Райтмото, хотя вполне может оказаться, что Игорь делает лучше, поскольку у некоторых комрадов к качеству Самарцев есть претензии. Африканец рассказал кучу интересных вещей про Алтай. И про Диких Алтайцев, которые могут подстрелить, если зайдешь на их территорию и про староверов- Кипчаков, одного из которых мы видели в Верхней Слюдянке несколько дней назад. Рассказал, что он часто выручает горе- путешественников, которые ломаются или бьются на Алтае, а как я понял, бывает это не слишком редко. Скоттойлер, оказывается- скотина. Мотюль- метла, а Джебел- дебил. Как много я еще не знаю. Однозначно, телефон Игоря должен быть у каждого, кот едет на мотоцикле через Алтай. У него мы поменяли масло, подлатались по мелочи. Далее наш путь лежал к спецучастку из Алтая в Хакасию. Игорь сказал, что там мы можем не пройти, если были дожди. Но если так, то крюк в 1,5к км выбивал нас из графика напрочь. решили попробовать проехать. если нет, то просто выкинуть Ергаки из маршрута и рвать сразу на Байкал. Выехали поздно, поэтому встали на ночлег в сотне километров от Новокузнецка.
День 16:







неожиданно для нас оказалось, что Новокузнецк и Междуреченск- это не Алтай, а Кузбас. Погода здесь солнечная. Дождей особо не было, поэтому у нас есть все шансы пройти спецучасток. Значит Ергакам- быть! В Междуреченске переезжаем понтонный мост. Сначала обычная грунтовка. Нормального качества. через ручьи перекинуты мосты. Доезжаем до Ортона. Писали, что там зона и Кпп. Зону не видели. Кпп стоит, но явно заброшено. местные ткнули пальцем в дорогу, по которой ехать. До Балыксы 70 км. сначала дорога была просто с крупными камнями. потом пошли сплошные броды. Все глубиной по колено, но очень много воды. лужи, ручьи. Дорога шла прямо руслом небольших ручьев. Сложные места мне приходилось проходить на обоих мотоциклах. Джебелу в таких условиях намного легче. Опять возвращаюсь к тому, что Трансальп-пузотерка. Рубились мы там к ряду часов 7. к темноте встретили Урал. управлял им Сергей. Он запустил нас вперед и предложил остановиться у них в лагере. по темноте мы шли еще минут 40. За это время Уже Сергей 2 раза вылавливал Наташку из лужи. промокли полностью. к базе Бурильщиков приехали ужасно уставшие. Главный согласился нас пустить. выдали нам хибарку с печкой- буржуйкой. затопили углем. Развесили вещи сушиться. легли спать на нары. Комфортней и быть не могло. Утром нам Сергей рассказал, что они здесь ищут золото. Что оно есть, поэтому дорогу здесь построят не скоро, хотя она там прямо напрашивается. Рассказал, что в этом году в тайге мишкам кушать нечего, поэтому они иногда кушают людей. Задрали уже двоих. Прут, не боятся работающих двигателей. В то же время, я вспоминаю, что по дороге практически у каждого ручья стоит машина. в одном месте даже видел такую картину: стоит в кустах уаз, вокруг него несколько пьяных тел валяется. двое поживее остановили меня и спросили, не видел ли я каких- то грибников. ни кого я не видел, у ехали. Это я все к чему, говорить о том, что медведи жрут людей в тайге то же самое, что говорить про то, что пешеходов сбивают. Все шансово. не нужно паники. действительно, там лучше не ломаться и проходить спецучасток за световой день без особых остановок. В случае чего- люди помогут.
День 17




Оказалось, что лагерь стоит практически на выходе со спецучастка. Дальше дорожка идет намного лучше. Сибирские эндуристы нам советовали заехать на заправку в Балыксу, но это отклонение от маршрута километров на 20, поэтому решили ехать сразу до Вершины Теи. Сергей рассказал, как там найти заправку. Дорога идет широченная ровная грунтовка, по которой гоняют самосвалы, поднимая огромные облака пыли. после спецучастка- автобан. Потом и вовсе начался асфальт. Асфальтовая дорога тоже весьма красива. снова мы видели скалы, но не такие как на Алтае. Эти какие- то ржавые. некоторые выглядят как слоеный пирог, торчащий из земли- весьма необычно и красиво. У трансальпа начало сто- то позвякивать сзади. За Аскизом горы кончились и начались Степи. заехали в Абакан, тут же выехали на дорогу к Саяногорску. снова местность гористая. на подъезде к Саяно- Шушинской ГЭС нас обогнали пацаны из местного байк клуба. Примерно в это же время начало гулять заднее колесо. Я понимаю, что подшипник не выдержал спецучастка и решил развалиться. Подъезжаем к ГЭС. Вот и байкеры. Сразу подхожу, представляюсь. описываю суть проблемы. Парни делают пару звонков. Мы пока фотографируем ГЭС. не очень впечатлило. на нее явно нужно сверху смотреть, а вход туда сейчас закрыт. снизу титанически огромной она не выглядит. Парни договорились о вписке для нас и проводили на место. Клуб Легион 19. остановились мы у Трактора. Как я понял, он лидер клуба и строит сейчас огромный гараж, который неизбежно станет клабхаусом, но пока ребята ютятся в бане, куда они гостеприимно пригласили и нас. Даже согрели воду, чтоб мы могли помыться- было очень приятно.
День 18





Утром прокатились по городу в поисках подшипников. Спасибо инженерам хонды, найти их было не слишком сложно. благополучно заменили. собрались и поехали к Ергакам дорога опять в ремонтах. не считая последних километров 50, довольно скучная, но когда пошли горы- вот там снова ощущение полной нереальности видов. а когда выходишь на перевал и видишь Спящий Саян, натурально не веришь своим глазам. довольно интересно было прокатиться в противолавинном тоннеле, в народе- полка. встали на первую попавшуюся базу. опять за 200р поставили палатку. Но здесь уже была шикарная столовая. все жили по домам и мы стояли в стороне и одни. Единственное, далеко от мотоциклов. перед закатом попытались забежать на склон, который скрывал от нас Спящий Саян, но дорожка оказалась покрыта чавкающей грязью и закат мы упустили, засняв последние лучи солнца на тучах.
День 19










Снова мы оставляем мотоциклы и идем пешком. Выяснив в какую сторону нужно идти мы не удосужились даже купить карту, за что в конце дня и поплатились, а пока вкусно завтракаем, берем с собой банку тушняка, камеры и в путь. Переваливаем через чавкающий холм. по нему течет куча ручьев и пропитывает водой почву, превращая в грязь. гори завязают в ней и идти весьма непросто. Уже здесь Наташка заявляет, что до Параболы она не дойдет. Парабола- это гора очень странной формы, фото которой и заставило нас рассматривать варианты проложить маршрут через Ергаки. Пройдя несколько километров и уже немного устав, мы обнаруживаем, что до базы МЧС, на той стороне можно было доехать на мотоциклах. Далее уходим по туристической тропе. Ергаки- совершенно невероятное место. совершенно не земные пейзажи. прозрачные озера, в которых отражается небо серые, черные, зеленые скалы. Висячий камень до сих пор в голове не укладывается. На Перевал Художников Наташка не пошла. Осталась внизу. Я карабкался один. Подъем не шибко сложный. По пути меня немного посыпало градом. Сам перевал, так называемое игольное ушко. Просто дырка в скале. Пролез в дырку- ты на той стороне. Но чтобы увидеть Параболу нужно спуститься в следующую долину. Спуск там довольно сложный и потребует некоторого времени. Короче, до параболы я так и не дошел. пролез, посмотрел на долину и вернулся. время близилось к вечеру. Но на обратном пути что- то у меня в голове переклинило и я решил идти по асфальтовой дороге. карта, которую я запомнил, гласила, что по асфальту немного дальше, чем по прямой. но там оказался нехилый петляющий серпанитн. прошлепали мы пешком вместо трех напрямую аж 13км по дороге. Я ноги стер и устал ужасно. Наташка отдыхала, пока я карабкался на перевал, поэтому чувствовала себя лучше. В этот раз хоть голод не мучил. да и в столовую до закрытия успели.
День 20,21,22


Впереди нас ждет 1700км до Байкала. Выезжаем обратно на север. Вместо дороги на Красноярск едем по К-18 на Канск. Дорога сначала отличная. Прямая, пустая. потом начинается участок в 150 км грунтовки. мне очень понравился. красиво. Подъемы- спуски, иногда скалы. Наташка начала пищать, что ей надоело ехать в пыли. Ничего, в ближайших 2 дня придется прочувствовать всю «прелесть» федералок. Встали на ночь у Ручья с названием Медвежий. в сотне километров от Канска. На следующий день мы выехали в Канск. сразу уперлись в разбитую грунтовку, по которой ползут фуры со скоростью пешехода- это часть федералки в объезд города. Честно говоря, я ожидал худшего. Фур не так много, как при подъезде к Москве. их вполне реально объехать. Но дорога сама по себе скучная и однообразная, как все федералки. Ночевали мы в 450 км от Иркутска. На следующий день Наталия попала в небольшую аварию. Дело было так: коровы по дорогам ходят в довольно больших количествах. Особенно это было выражено на Алтае. Снижаешь скорость и либо объезжаешь корову, либо ждешь пока она свалит. уходят они довольно охотно. Здесь, въезжаем в населенный пункт. вижу на встречке стоит корова. притормаживаю. По встречке едет джип. Что ж он, будет ждать пока мы проедем, как же. Джип начинает гудеть. корова подрывается и прыгает на нашу полосу. Я к ней уже довольно близко. Просто откручиваю ручку и объезжаю. Наташка не успевает заметить маневр коровы и въезжает ей в зад. обе падают. Корова сразу убегает. Наташку пришлось поднимать. Опять экип рулит. Через колени набила пару синяков на ногах. Джебел остался безразличен к этому падению. слегка сместилась фара. Поправили крепление и все ок. Позвонили Иркутским Байкерам, контакты которых нам дали Саяногорцы. Те нас пригласили на свой фестиваль. что ж, от трех открутились. Здесь похоже не уйти. едем туда. По сути, к нашему приезду уже все закончилось и народ просто попивал пиво и общался. мы искупались в карьере. помылись, постирали и высушили вещи. Вечером Наташка легла спать, а я пошел пить пиво и общаться. Как обычно, узнал много интересного.
День 23




Ребята посоветовали нам посетить местный курорт Аршан. Горячие источники, минеральные воды и красоты нисколько не хуже Чуйского тракта, говорили они. Посмотрите на Саяны с другой стороны. Особенно сравнение с Чуйским трактом сильно зацепило и я не мог не поехать в такое место. нам рассказали, что следующие 70 км до поселка Култук (Если что, родина Зверева) считаются среди дальнобойщиками самым стремным участком дороги из Владика. Действительно, там довольно крутые серпантины. видел даже одну фуру, у которой адово дымили тормоза на спуске. наверняка кирпичей он наложил на новый гараж. Но мотоциклам тошнящие фуры не дают насладиться петляющей дорогой и вместо закладывания в повороты, разгонов и тормоений- обгоны, обгоны и обгоны. одно слово- федералка. зато когда спускаешься с серпантина и видишь перед собой Байкал снова сносит крышу. тут же смотровая площадка. через дорогу торгуют копченым Омулем. этот сладкий вкус победы, мы у цели! Жрем Омуля, запивая Байкалом на Байкальской воде и таращимся на Байкал. натуральная эйфория. Но нас дорога ведет в сторону. в том же поселке мы сворачиваем в горы. пара спусков- подъемов и мы выезжаем в широченную долину. далеко на горизонте показываются горы, но катишься ты по сути по степи. по дороге куча знаков с идиотским ограничением скорости и под каждым кустом по гаишнику с радаром- это мы въехали в Бурятию. Опять какие- то странные люди содрали с нас за въезд по 200р. После свободного и вольного Иркутска и эйфории от Байкала, растет неприязнь к месту в котором находишься Свернули на Аршан. Все еще степи, потом начались леса и дорога привела к подножию гор. горы красивые, но с Чуйским трактом ни в какое сравнение не идут вообще. Плюс это долбанный курорт, а мы еще и в воскресенье приехали. Короче попали на Пекинский базар. Разочарование было полным. Сфотографировались с козлом и решили валить отсюда как можно быстрей. на обратном пути еще и в трех подряд кафе нас отказались кормить- это уж совсем нас добило. после этого мы сделали пару фото- дислайков. Вернулись в Култук к вечеру. зашли в магазин чтоб купить еды. Выходим около нас стоит две Африки. Парни ехали мимо и решили затусить с нами. они тоже искали где- то здесь место для ночлега. Целью было встать на берегу Байкала, а здесь это не так просто, поскольку между автодорогой и озером- Железка. едем на Восток. в Поселке Сухой ручей видим дома с другой стороны железки. Это значит там можно переехать. Действительно в ж\д насыпи тоннели для автомобилей. теперь едем вдоль Берега ищем место. сначала дорожка упирается в подъем и переходит в тропинку. дважды езжу на разведку на Джебеле, чтоб слоны не встряли. тропинка идет вдоль железки по рукотворному каньону и выходит на шикарную стоянку на самом берегу озера. Лучше и быть не могло. Мы купаемся, пьем, едим общаемся с ребятами. Они примерно одного с нами возраста. Из Кирова и Екатеринбурга. Прошли примерно тем же маршрутом. Здесь наши пути сошлись, чтоб разойтись снова. Парни едут в Улан- Удэ, а мы на Ольхон
День 24
До часов двух мы отдыхаем на стоянке, потом разъезжаемся. я забиваю в навигатор поселок Сахюрта, от которого отходит паром на Ольхон. Но навигатор оказывается повел нас не той дорогой. опять же потому, что он не видит разницы между асфальтом и дорогой в поле. заметили мы это уже ближе к концу дня, но все равно я решил ехать так, поскольку возвращаться далеко, а тут дорога может быть интересней. потом начался грунт, на нем я пробил переднее колесо и пару часов убил на ремонт. затем мы приехали в поселок Малое Голоустное. здесь мы обнаружили, что навигатор нас ведет на дороги по полям. Я даже обрадовался такому раскладу, но Наташка начала плакать. говорить, что она устала от грунтовок. что мы здесь делаем и где ее Байкал. а потом на дороге из высохшей глины начали появляться колеи и ямы. Наташка один раз уронила мотоцикл и после этого отказывалась по ним ехать. наступили сумерки, потом стемнело. до Байкала было километров 20. дальше по дороге начинались более чем проходимые лужи с грязью, пошел легкий моросящий дождь. я решил развернуться обратно и встать на берегу речки в паре километров сзади и решить что делать, завтра. Пока ставились познакомились с местным особо мелким и злым гнусом. мушки еле видны глазу, но их очень много, кусают они больно и зуд после- сильный.
День 25


С утра боевого духа Наташке не прибавилось. Она по- прежнему отказывалась объезжать лужи самостоятельно. Проехав от того места, у которого развернулись вчера я обнаруживаю, что дальше луж становится больше. Принимаю решение развернуться, поскольку ехать дальше на двух мотоциклах мне одному невозможно. Хотя до выхода на асфальт было всего километров 80. Здесь же до Ольхона нам нужно было ехать 300 км. поплутали по Иркутску. Прокатились по местному частному сектору, опять же благодаря навигатору. уткнулись в пару непроходимых дорог и там. Зато пообедали и поужинали в отличных позных, где отведали очень вкусные позы, что в целом настроение улучшало. к парому на Ольхон мы приехали часам к восьми вечера. переправились на остров. красота озера поразила снова. нашли место для стоянки и упали. ночью смотрели на звезды и праздновали. Завтра к вечеру нам уже надо было быть в Усолье Сибирском. Двигаться в сторону дома
День 26




Собирали лагерь при сильном ветре. мы встали на высоком утесе. Доехали до Хужира. Я хотел посетить север острова и мыс Хобой. Наташка не хотела больше бездорожья. Она отдала мне Джебела. Мы с него сняли лишние вещи и я понесся. она пока отдыхала на пляже у берега. Ольхон очень разный. у ворот- это степи, потом идут пески, затем в песках леса и глина, в которой в дождь можно засесть по зеркала. чем северней, тем круче становятся берега. не смотря на то, что я старался откручивать на максимум, до севера острова я ехал полтора часа, а всего у меня было два, поэтому даже не пытался дойти до самого Хобоя. прилетел, взглянул и полетел обратно. Потратил лишний час, поэтому до Усолья Сибирского засветло доехать не успели. а ночью скорость падает раза в два. На байкпост встали часов в 11 вечера.
День 27


С утра конкретно льет. одеваем скафандры и выплываем в путь. Дорога мало того что скучная, так еще холодная и мокрая. Еще перед Алтаем сломались беспроводные гарнитуры, а было их у меня 2. Здесь я уже купил наушники, которые спасали от уродливого однообразия трассы. До Красноярска нам было не доехать за день, зато до Канска мы как раз успевали. Оказалось, что в Канске нет байкпостов и ребята местные ребята смогли нам только посоветовать правильную гостиницу, где за две тысячи рублей мы получили стоянку, номер с душем и масляный радиатор, чтобы барахло высушить. наконец мы могли принять горячий душ и искренне были раду унитазу.
День 28


Утром на стоянке обнаружили В-макс с Иркутскими номерами Пилотом был некто Мульт, который возвращался из Крыма. Немолодой и прожженный путешественник. Пообщались. Он нам выдал контакты байкпоста в Кемерово. По дороге у Джебела сдохла свеча, поэтому мы опять не успели приехать засветло. на байкпосту были часов в 11 вечера. Все в разъездах, поэтому нас встретила женщина, судя по всему, мать и жена хозяев байкпоста.
День 29, 30, 31
Дальше дорога до Екатеринбурга слилась безликую однообразную трассу. леса, поля. обгоняем, пропускаем. ночуем в рощах около дороги. погода в целом не плохая. На подъезде к Екатеринбургу встречаем знак: Санкт- Петербург 3040км. проехали мимо, не сообразили сфотографировать. В Екатеринбурге нас снова встречал Александр. рассказал еще раз как доехать до стелы Европа- Азия. Накормил, уложил спать.
День 32

Утром свежо, но светит солнце. Находим стелу, въезжаем в Европу. Уральские горы кажутся теперь такими родными и близкими. к Кунгуру подъезжаем часам к двум. Успеваем на обзорную экскурсию. Длится она часа полтора. В пещере весьма интересно. мы уже бывали в песчаной пещере в Саблино, не далеко от СПб. облазили ее практически всю. сами с фонарями. первый раз там заблудились и проходили часов 6, пока вышли. так что зрители мы весьма искушенные и ходить с толпой туристов по тротуару при искусственном освещении несколько скучновато. это не отменяет того, что пещера очень красивая, но если б знали заранее, заказали бы сразу экстрим- тур. На границе Кировской области и Пермского края добавляется сразу два часа. Почему так, мы не понимаем. Начинаются дожди.
День 33, 34, 35
Прекрасно понимаем, что ехать через Буй сейчас не получится. Здесь уже неделю поливает и там, где идет глинянная колея, мотоцикл можно посадить до зеркал. едем через Ярославль. дожди льют. к вечеру совсем мокрые доезжаем до городка Макарьева и встаем в отеле. опять сушимся на масляном радиаторе и с утра выезжаем снова в дождь. В Череповце нас снова ждут ребята из местного клуба. Пьем пиво, рассказываем о поездке. Мы практически дома. 500 км от Череповца до дома дошли на одном дыхании. продолжали идти дожди и по прежнему было холодно. Именно таким мы знаем родной город.
Послесловие:
Общая длинна маршрута примерно 15000 км.
Денег потрачено примерно 60000*2.
35 дней в пути. из них верхом 33 и пешим 2.
Спонсоры:
Спасибо компании «Универсальные торговые технологии» и Mitas за Предоставленные Комплекты шин Е-07. за 15 000 км износ перед 80% зад 60%. Для Нашего формата путешествий подошли идеально. Да, они трескаются, но я так понимаю, это нормально. Держат везде, кроме грязи и рыхлого песка, как любая «елка»
Благодарности:
— г. Череповец, клуб IRON SKULL — за приют, гараж. Именно они встретили нас в начале путешествия и проводили в последний день. Отдельное спасибо Сергею Кроту и Димону Тарасевичу.
-г. Екатеринбург- Александр из клуба Трансальповодов приютил нас дважды. Предоставил гараж, подарил свечи, зеркала. Спасибо!
— г. Бийск, Игорь Черный Африканец Black African, вице-президент клуба Байкот. Приютил нас, предоставил гараж. Спасибо!
-г. Минусинск, Семенов Сергей, который встретил нас на спец участке и договорился с бригадиром, чтобы нам выделили домик с печкой. Спасибо!
-г. Саяногорск, клуб Легион 19 — за приют, гараж. Отдельное спасибо Трактору, Ире и Жене.
-г. Иркутск, клуб Vampires, отличная компания. Спасибо!
-г. Усолье-Сибирское, клуб Free Motion, за приют. Спасибо!
-г. Кемерово, клуб Crazy Pilots, ребят лично не видели, нас встречала мама) Спасибо за приют)
Отдельное Спасибо за Информационную поддержку тем, кто помогал составлять маршрут:
Pate, Vabank, Andrew Yeti Maslenikovskiy, Алтай-Мото и лично Владимиру Попову

Карта: Your text to link...

8 комментариев

avatar
Огромное спасибо за отчет. Ергаки — на фото выгдлядит круто! Интересный маршрут, убедился в том, что достопримечательности нужно заранее отмечать, чтобы не проскочить все мимо…
avatar
Я б сказал, мы маршрут рисовали между достопримечательностями). Для этого нам дается межсезонье, чтоб планировать путешествия.
avatar
И то мы ехали и нас все спрашивали:《А там вы были? А там? 》. На Алтае за каждым углом какая-нибудь красота))
avatar
А мы все мимо пролетели, потому, что не планировали заранее весь маршрут)
avatar
Шикарный отчёт, спасибо! Путешествие получилось на УРА! =)
Я писал на стр.ВК, надо было и через Алмату проехать… =)
avatar
Ага, знали бы, что поедем через Казахстан, получше бы подготовили и заехали в гости (
avatar
Я предлагал несколько раз с тобой связаться, чтоб хотябы маршрут подсказал)) Наташка отмазалась, мол, интернет дорогой)). А в гости, было бы круто, но не в этом путешествии. Крюк большой. График плотный был весьма.
avatar
Наташка, а-я-яй! =)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.