Алмата-Маркаколь на эндуриках 19-28.07.2016

Путешествия
Началось все с того, что Юра, мой сосед на ХР400, рассказывал о том какое уникальное место Маркаколь и что он уже года 4 мечтает туда прокатиться на мотоцикле, но у Саши, его товарища на ХР250, с которым он катается уже 7 лет не хватало времени на такую покатуху
Судя по маршруту и ограничению в ровно 10 дней было ясно, что большая часть — это асфальт, который придется ехать в спешке, но перспектива уехать из города на 10 дней, каждый из которых в седле, посещая малоизвестные, но красивые места меня очень даже заинтересовала
К последней неделе перед выездом Юра начал кипишь, сомневался стоит ли ехать на его моте, может быстренько новый взять, подготовить, ведь еще целых 3 дня есть, стоит ли оставить подтертую резину, компания собиралась меньше, чем планировал и вообще не верил, что наконец-то собрался ехать в маршрут, о котором он 4 года мечтал



Итого собралось 3 человека: Юра на XR400SM с колесом от эндуро и баком на 14л от Baja, Саша на XR250 и я на XR650R, все моты совсем не туристы, на них приятнее ездить по бездорожью, чем даже по самому ровному или самому кривому асфальту, как там, куда мы собирались, а раз ведет Юра, то ехать будем без остановок на максималке самого медленного и хорошо, если не заставит за сутки доехать прямо туда ))

День 1.
Проснулся в 5 утра, мот собран, упакован, к 6 часам подогнал мот к Юриному дому, они с Сашей уже ждут, Юра немного волнуется. Выехали, первое направление — Алаколь. На капчагайке Юра останавливался пару раз, чтобы все проверить, высказал недовольство, что мы не обгоняем машины след в след за ним и он нас теряет из виду на 10 секунд, начинает волноваться, но после Капчагая трафик растянулся и особых затруднений с обгонами уже не было.
После Талдыкоргана свернули на Капал, чтобы не переться по загруженной и раздолбанной основной трассе, эта конечно значительно интереснее, вдоль гор виды открываются неплохие и где-то там Бурхан Булак скрывается, машин очень мало




После Суыксая грунтовка выводит обратно на трассу, там я замечаю, что давление в переднем низковато, и после одного злого камушка оно спускает, быстренько клеим камеру, даже колесо не снимаем, качаем, нормально, замечаем, что у меня крепление подрамника начинает трескаться, поэтому заезжаем в Сарканде к аргонщику и он подваривает крепление, довольно грамотно и всего за 1500тг


Оттуда Саша уговаривает нас ехать в места, где он провел детство, на пасеку к родственникам, по его словам это всего в 20км от дороги, зато там красиво, уютно, и хотя времени нам хватало, чтобы успеть доехать до Алаколя, решили все же заехать на пасеку, в принципе 20км не критично
50км грунтовок спустя мы наконец доезжаем до пасеки, Юра грязный, пыльный и злой, что такой круг нарисовали
Но позже он расслабился и даже немного порадовался этому








Покушали супа, переночевали в доме с одеялом на кроватях как белые люди прям, непривычно )

День 2.
На утро поехали по полям до дороги 50км, правда немного в другую сторону, чтобы срезать






Едем по трассе через Дзержинское, дорога, которую не всегда ездят на джипах, но там довольно живописно, только асфальт такой, что лучше бы без него




Дорога выходит на Коктуму, место, переполненное машинами, людьми и зонтиками, без единого деревца, едем дальше, находим место в деревьях, хотя в 10м уже расположились несколько машин, но они похоже были не против нашего соседства, а хотя Юра и не оставил им выбора )


Водичка теплая, вообще классно купаться




Не заметили как наступил закат

Покушали Юриного блюда из тушенки, картошки и макарон, уложились спать
Ночью ливень и довольно сильный ветерок, у меня на палатке треснула палочка, впервые за 4 с лишним года, но еще живая

День 3.
Утром часов в 5 утра встали, встретили рассвет


Позавтракали, свернулись и выехали по асфальту в сторону Жаланашколя, огибая Алаколь по южной стороне




Заправились в Маканчи, на тот момент самый плохой бензин был там
Оттуда проехались немного на восток и потом по одной из грунтовок на север, в сторону хребта Тарбагатай, наконец-то бездорожье!
Искали проезд через Бакты на Аксуат, по спутнику довольно четкая дорога проходила в 10км от границы







Встретили местного джипериста, который подсказал как проехать до той дороги, но сказал, что там пограничный пункт стоит, если не пустят, то есть железно проезд через Уржар, он сам там ездил, о других проездах не знает
ГПС Юры показывал четкую дорогу туда, на деле это была давно заброшенная и заросшая травой колея, и как раз на самом интересном месте Юра послал этот гпс куда подальше, развернулся и стал искать хорошую раскатанную дорогу, в итоге мы ее нашли, но очень жаль, что не проехались до конца по той дороге, которую рисовал ГПС
Проехались через небольшой поселок Пригорный, доехали до заставы, там сказали, что начальник уехал в поселок, будет через час, они сами ничего не знают, подождали часик возле речки, связь не брала, потом выдвинулись обратно, по пути встретили начальника, он сказал, что пустить может только по спец пропуску, который месяц ждать нужно и что пока он там никого не пропускал, никто и не рвался особо
Юра и Саша прям поникли, типа столько мучились по бездорожью и не получилось проехать. Для меня это было наоборот, столько мучились по асфальту и наконец-то бездорожье началось, а они грустные )
Ну и ладно, не пропустили, так поехали через Уржар, про который рассказывал джиперист, хоть по горам покатаемся, но нет, оба ни в какую, у нас четкий план, по которому мы должны следовать и риск отбиться от графика неприемлем, я вздохнул, улыбнулся и на боковую, заночевали на обочине, не далеко от Маканчи
Для себя отметил, что горы Тарбагатая нужно будет как-нибудь все же проехать, горы красивые и для меня не совсем обычные, уже не Алматинская область

День 4.
Марш бросок по асфальту до Черного Иртыша.
Единственное, что разбавило асфальт — это небольшой промежуток с гравийкой, но на нем я старался беречь силы, т.к. такие расстояния на эндурике очень утомительны и к концу дня хорошо, если не плюнешь на все и не развернешься обратно, если неверно рассчитать силы )
Но на той гравийке по-своему интересные места проезжали




Заметил у Саши вредную привычку — когда видит пасущихся возле дороги животных сбрасывает газ и как только проезжает мимо них резко открывает до упора, пугая всех их вокруг, после чего некоторые выбегали на дорогу, приходилось притормаживать, ну подумал ладно, раз так нравится пугать животных, может надеется, что они возле дороги потом пастись не будут
На подъезде к г.Зайсан остановились попить воды, остановилась жигулишка, вышли 2 мужика, настрой доброжелательный, поздоровались, откуда, куда, редкие гости в наших краях, потом развернулись и уехали обратно, оказывается только чтобы поздороваться шпарили за нами, удивительно


Черный Иртыш


Доехали до Черного Иртыша, речка большая и красивая, но чуть только мы спустились к берегу встретили жестокое сопротивление в виде роя злобных комаров, просачивающихся сквозь закрытый визор и прокусывающих джинсы и кофты, сразу же развернулись и рванули оттуда.
Проехали еще км 50 и начали искать место для ночевки, левее открывались холмики, похожие на горы, если туда заехать, то и вид неплохой и комаров меньше было бы, но остановились правее, в поле, комары хоть и не такие злые как на берегу Черного Иртыша, но они злее, чем обычные и их довольно много.
Проехали за этот день 760км и это рекорд покатухи


Вечером у Саши случился нервный срыв, они с Юрой разошлись на тему отношений к людям, ездящим быстрее Саши, ничего конструктивного, просто словесная перепалка, наблюдать было интересно, но закончилось быстро, после чего Саша ушел в палатку и сказал, что кушать не будет. К этому моменту ужин уже был готов и мы с Юрой все съели вдвоем, после чего посидев еще немного у костра ушли спать.

День 5.
Утром, позавтракали, Саша сказал, что ночью проснулся, хотел покушать, но весь казан был вылизан до блеска
Проехались пару км и обнаружили родник, рядом с ним небольшое ущелье, в котором было бы неплохо заночевать, комаров явно поменьше было бы )
Доехали до Алексеевки-Теректы, там заправились, затарились и рванули на Маркоколь, цель всей поездки. На самой Алексеевке узнали, что по старой австрийской броды глубоковаты, только 1 мост еще остался, поэтому Юра сказал, что не поедем по ней, тем более он даже матрасы не взял, навряд ли переплывем, было бы еще человек 5, нагрузили бы чем-нибудь, а втроем сложно, броды глубокие, как-нибудь в другой раз.
К тому моменту я уже смирился, что пробег в основном асфальтовый, так что не расстраивался, хотя бы с одной стороны посмотреть на знаменитое озеро
Проехались недалеко от границы с Китаем






Немного необычно видеть горные пейзажи и сразу за ними резко пустыню с барханами

На Урумхайку смысла ехать не было, туда идет дорога, жигули ездят, егерь говорят не пускает к берегу, по старой австрийской не поедем. Поэтому поехали на Матабай




Там очень красиво


Природа сильно отличается от Алматинской области, к которой привыкли






Быстренько насобирали грибов на ужин








Снизу в колеях небольшое болотце образовалось, Юра не хотел пачкать каремат, газуя там, поэтому начали бегать туда-сюда, ища пути прохода
В итоге пока Юра искал пути я проехал подвыкрутив ручку газа, потом Саша ехал-ехал, но немного застрял, просил подтолкнуть и хотел идти рядом с мотом, толкая его, я не стал объяснять, что это бесполезно, только уточнил, что он ведь не против, что сейчас каремат немного испачкается, сел на хр250 и проехал быстренько в полный газ, благо не глина, зацеп есть, только на малых оборотах его недостаточно








Саша и Юра уже матерятся, им явно не понравилась дорога, по которой мы проехали, трава 2м в высоту и грязь, но мне очень понравилась, жаль, что короткая

Вышли к берегу и решили вставать там, раз уж доехали




Искупались, вода для горного озера не холодная, но явно не Алаколь, 5-10 минут и хватит. Одежду кое-какую постирали
К вечеру уже прохладненько, готовим грибы, сначала варим, потом жарим, картошка, лук и готово






И никакой тушенки не надо, и так сытно и вкусно

Посидели еще у костра


Комары там есть, но по сравнению с Иртышскими они вялые такие, как будто на работе в понедельник, еще поспать бы, а надо вкалывать
В чай добавляли листья смородины для вкуса


День 6.
Весь следующий день провели на Маркаколе, выспались, побродили по лесу, посмотрели на следы разных животных, в основном кабанов, которые кучу травы перемяли, лапы медведей видно было, УАЗиков и копытных, еще грибов немного насобирали, покупались, моты ополоснули, так день и пролетел. К вечеру одежда все еще не высохла







День 7.
Ночью прошел ливень, позавтракали, Саша все предлагал «может посидим тут еще пару часиков пока просохнет, а то по грязи ехать не охота», но мы продолжали складывать мокрые палатки и так и не высохшие за 2 дня вещи, завелись и поехали в обратную сторону









Немного отмытые вчера мотоциклы сразу же покрылись слоями грязи
Некоторое время было сложно ехать по размокшим травяным колеям, но пройдя пару километров в некоторых колеях заметили мелкие камушки, а там зацеп уже хороший
Саша пытался толкать свой хр250 в горку по мокрой траве, скользил и ногами и задней резиной, падал, вымотался, матернулся, бросил мотоцикл и потопал в горку пешком, потихоньку ругаясь на все эти покатушки, грязь и то, что мы не стали ждать, пока дорога высохнет.
Я спустился, сел на хр250, быстренько проехал мимо Саши и своего мота, там как раз спускался Юра, принял мотоцикл и поехал на нем дальше, я заехал на своем, мы немного подождали Сашу, он сказал нам кое-что, что он о нас думает, рваться после ливня в горку и примерно в этот момент начался дождь, но самое сложное мы уже проехали, дальше дорога была каменистая





По ней уже спокойненько без напряга выехали на плато и затем к основной дороге




Немного не доезжая до основной дороги дождь закончился и мы решили подсохнуть, заодно пособирали землянику






Саша взял с собой парочку листиков зверобоя и еще какой-то травки к чаю, спустились к Алексеевке-Теректы, затарились продуктами и поехали на Зайсан
По пути выявили несколько неисправностей, вызванных бездорожьем — у Юры в сотке контакты расшатались и она перестала принимать зарядку, у Саши порвались наушники и сотка промокла, начала глючить, теперь он не мог принимать звонки во время езды и слушать музыку, у меня отвалился замок цепи, заменили на новый и поехали дальше, видимо натяжка цепи была нормальной для асфальта, но сильновата для грязи, когда грязь сильно забивается цепь натягивается
В какой-то момент сворачиваем на грунтовки по указанию ГПС-а Юры, проехали по ним километров 70 пока наконец не выехали к северному берегу о.Зайсан




Проехались еще немного в сторону




Нашли спуск к знаменитому Шекельмесу










Похоже тут было дно океана
Искупались, вода прохладненькая и мутноватая, но воздух был теплый даже ночью, комаров практически не было, фирменное блюдо из тушенки, картошки и макарон уже поднадоело, но с сырым луком, который макали в соль и майонезом было вполне себе ничего


А чай со зверобоем и другими травами вообще офигенен




Сидели до ночи, вещи, не высохшие на Маркаколе за 2 дня высохли на Зайсане за пару часов, было довольно тепло и необычно, ведь только утром мы мерзли в Алтайских горах, а сейчас сидим в степи возле озера и греемся, хотя солнце уже давно село, спальниками только укрывались, внешний слой палатки не цепляли, было довольно комфортно и хотелось бы там переночевать еще денек, но времени у Юры и Саши столько нет, они уже сейчас мечтают оказаться дома и заниматься домашними делами и работой, ведь им каждый день названивают, отвлекают от отдыха, поэтому на утро готовимся выезжать

День 8.
Встречаем рассвет




Завтракаем, собираемся и выезжаем через степи дальше








Подъезжаем к парому через Бухтарминское водохранилище


Оказывается они ходят каждый час до 21:00
Отдали по 500тг за мотоцикл. Машины принимают по объему двигателя



Там даже есть небольшая столовая




После парома направились в сторону Аягоза и в 100км недоезжая него решили встать возле необычных гор вулканического происхождения, как раз и дождик покапал, переждали его в березовой роще, потом разведали проезд вверх, поближе к ним, где и встали на ночевку
















Саша решил приготовить грибов, которые они насобирали в 50м от трассы, меня терзали смутные сомнения, а когда вода, в которой их варили помутнела и стала черной мы с Юрой решили воздержаться, приготовили себе обычное блюдо, разбавили сырым луком и пошли спать

День 9.
Спалось там очень хорошо и даже не хотелось вставать, поэтому спали дольше обычного, но в итоге все же встали, в этот день по плану мы едем на Актогай, оттуда по гравийке в сторону Лепсов, потом на песчаный берег Балхаша
Саша несколько раз сбегал по большому, полазил по горам, горы там очень необычные. Некоторые камни были вогнуты внутрь и в них все еще была вчерашняя дождевая вода, как раз, чтобы умыться





Спустились с гор и поехали по трассе через Аягоз. Юра уже некоторое время ставил Сашу вперед, т.к. почему-то когда Саша ехал вторым он ехал 80-90, сильно отставал от ведущего Юры и все равно не следил за тем, что происходит сзади, например, если я вдруг остановился, как в случае с замком цепи, а когда Саша ехал впереди он ехал 100км/ч все дорогу и так Юре было видно сразу обоих
В какой-то момент проезжали мимо очередного стада животных, Саша даванул свой фирменный полный газ, распугивая всех вокруг, но в этот раз впереди него за обочиной паслось еще пару баранов, которые услышав рев рванулись туда, куда были направлены в тот момент, выбежав прямо под колеса Саше, а не Юре как обычно. Скорость была небольшая, около 40км/ч, но на разгоне, не видел их совсем, даже не тормозил, врезался сразу в обоих и перелетел через руль, вскочил, отдышался и поехал дальше, через некоторое время остановились, оказывается в районе локтя сильно протерся, куртка с защитой, из-за которой у него постоянное обезвоживание на бездорожье его не спасла, боты и наколенники хорошо отработали, обработали перекисью, забинтовали и поехали до ближайшего населенного пункта, которым был Ушарал, там его забинтовали нормально и поехали дальше, уже в сторону Талдыкоргана, там встали в степи не доезжая до него км 30, перекусили уже остатками того, что не истратили раньше — каша консервированная, банка тушенки и пол пачки макарон, все были измотаны, за этот день прошли 700км

День 10.
Всем уже было все все равно, спали бы долго, но раненный Саша так долго спать не мог, рука побаливала
Доели последние шпроты с последними кусками хлеба и выдвинулись до Алматы, доехали довольно спокойно, хоть и уставшие, к обеду уже пробирались сквозь пробки к домам.
В Восточном Казахстане отметил, что люди в большинстве своем довольно приветливые и доброжелательные, особенно к путникам и это очень впечатлило, для меня было удивительно, что такое количество людей вообще обратят внимание на путника, в больших городах все же люди более замкнутые и замороченные.
Перед этой поездкой я относился к асфальту как к неизбежной необходимости и 200км — это было уже далеко, а сейчас 300км — это как утречком за хлебом сгонять, Бурхан Булак, Комирши, Киргизия — вообще без проблем, даже на своей жестковатой 650-ке. Первые дни асфальта подумывал, что для таких покатух желательно хотя бы трансальп или другой 2-цилиндровый спокойный турист с мягкими подвесками, чтобы глотать кочки изъезженного Казахстанского асфальта, но потом мы съезжали на бездорожье и не особо парились о проходимости даже когда оно становилось сложноватым, при этом на асфальте без особых проблем можно было ехать 90-100, на 650-ке до 120 и пришел к выводу, что для таких мест однодырая 650-ка мне все же пока больше подходит, в меру легкая, в меру тяжелая, в меру мощная и в меру слабая, можно потихоньку пилить по асфальту и потом так же потихоньку по бездорожью. Юра после этой покатухи на следующий же день купил себе ХТ660Р
Общий пробег составил 3500км
Расход топлива XR250 4л, к концу покатухи поднялся до 5л, видимо карбюратор чуть лить начал
XR400 Юры еще при выезде жрал по 6л на 100км, похоже поплавок слишком высоко стоял, должен был есть не больше 4.5л
XR650R 5л на 100км, при этом 16л бака везде хватало, канистру 10л так и привез домой полную, видимо сказывается медленный режим езды до 100км/ч, хоть и не инжектор, но 650 кубов меньше напрягаются везти свою ношу
Бензин после Талдыкоргана был плоховатого качества почти везде, где-то больше, где-то меньше, поэтому мне приходилось размеренней открывать ручку газа, чтобы избегать детонации, хотя даже хр250 и хр400 позвякивали местами
Рацион конечно надо бы разнообразить, свежие грибы например были супер, в остальном хотелось перевозной холодильник или хотя бы сумку-термос, чтобы хранить в ней до вечера мясо, колбасу, сыр или другие продукты, портящиеся на жаре, чтобы реже использовать тушенку, после 7 дня она порядком надоедает, а уж на 10-й предпочтешь обойтись шоколадкой, чем есть ее снова.
В столовых и забегаловках не питались, только то, что приготовили сами.
По затратам вышло в районе 50000тг ±5000 у каждого, включая бензин, еду, напитки, сварку, переправу, моторное масло на доливку и др. расходы
В целом покатуху считаю очень даже успешной, хоть и в бешеном темпе, но зато много где побывали, разных людей повидали, живущих в непривычном для нас ритме жизни, асфальт стал чем-то обыденным. За эти 10 дней хоть и устал, но не остыл к мотоциклам, все равно хочется еще кататься, все таки уж очень интересное это занятие

10 комментариев

avatar
Крутой отчет, прочитал с интересом.Спасибо.
10 дней мало на такой трип.
avatar
Молодцы! С удовольствием сгонял бы с вами, но…
avatar
Класс Мара! Виды офигенны! предлагаю повторить как нибудь, зацепить староавстрийскую и более глубже в бездор, взять больше времени, давно хотел в те края)))
avatar
Молодцы! Супер!!! Сашу таки настигла карма)))за испуганных зверушек. Я ездил в конце мая в бухтарму, вдвоем с женой, все по асфальту. Асфальт такого качества, что уж лучше бы мы по грунтовкам ехали. Но тем не менее 1080 км за день проходили, хотя под конец пути уже очень хотелось телепортироваться...) От аягоза до устькамана drz установил рекорд экономичности 3,6 литра на сотню. Правда большую часть пути ехал медленно так как темно уже было.
avatar
Мара круто! Надо действительно повторить, мы тебе покажем как можно ужинать шашлыками с пивом каждый вечер)
avatar
Главное, чтобы дешево, 50 тыщ на всю покатуху очень неплохо вышло, но можно было бы сделать 35 если на напитках сэкономить ))
avatar
За 50000 можно далеко уехать…
avatar
Я с вами, только заранее предупреждайте, что бы успеть отпуск взять
avatar
Мара отчет офигенный.
avatar
Классный отчет, особенно про баранов.
Мара что заранее не сказал что едите? Только вернулся с тех краев, правда на джипах ездили.
Если кто едет рекомендую посетить озеро Язевое.
На моте вобще там есть где покататься, правда лучше стартовать с Уськамана, до туда на поезде.
Староавстрийскиую на мотах не пройти, только если камеры от камазаза качать и на них как по плоту моты перевозить.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.