Заповедник "Алтын Емель"

Поездки выходного дня
8 октября 2011г
Поездка началась задолго до 8 октября. Имел глупость написать на ветке эндуропокатух о трипе в АЕ, после созвона с конторой которая банчит пропусками. На форуме моё сообщение никаких результатов не принесло, и погода стала сдавать позиции, становилось холодно и дождливо. Ну весной обязательно сгоняем думал я, и убрал мысль о поездке подальше. На эндросоревнованиях Ерлан е73 напомнил мне о моём сообщении и изъявил желание участвовать. С того момента всё и пошло. Вася с самого начала был в деле, присоединился Ерлан, насчёт Марата я был уверен на все 90% что едет, это такой мега человек-эндурист которому по-моему пох куда ехать, главное быть в седле и подальше от города, и его не пугает что масло бежит с движка как вода с родника, а резина напоминает голову Брюса Уилиса. Отлично уже 4 человека, надо ехать! Через пару дней в личку приходит сообщение от Ильяса Лус, тоже едет. 5 человек уже сила, еду за пропусками. Контрольный созвон участникам трипа подтверждает что эндуристы отморозки, никого не пугает холодрыга и дожди, обещанные всеми сайтами, которые я смотрел. Никто не включил заднюю, пропуска в кармане, немного насторожил запрет бастыка АЕ сквозного проезда до Айдарлы. Мы же в Казахстане где царит коррупция, думаю я, и бумажка в 1000тг резко повысит наши шансы выхода из заповедника с другой стороны. Как же я ошибался… Но обо всём по порядку.

День начался для меня с мерзкого, пискливого сигнала будильника. Время 5.00. Нехотя открываю глаза, кругом темно, все спят. Сегодня едем в АЕ, долгожданное событие для меня. Ещё когда у меня не было и мысли что будет мотик, я зачитывался информацией об этом заповеднике и смотрел красочные фотографии. Когда-нибудь я там буду, отмечал я. И вот сегодня мы собираемся. Бодро встаю, умываюсь, горячий чай с бутербродом и я готов. Накануне собранные рюкзаки стоят в прихожей. Один очень тяжёлый со всем моим барахлом и второй пустой для бензы. Тихонько одеваюсь чтоб никого не разбудить и закрываю входную дверь с обратной стороны. На стоянке привязываю рюкзаки к багажнику мопеда, прогреваю, выслушиваю от стоянщика что мы больные на голову люди, мило ему улыбаюсь и трогаю в путь. Еду на место встречи за городом, и тут чувствую вибрацию от мобилы. Остановился, «вызов е73»-пишется на дисплее.
-Алло, Мерж, у меня проблема, я на Сайна Жандосова…
-Щас буду
Разворачиваюсь и топлю обратно, в голове мерзкие мысли… Приехал, «проблема» была довольно серьёзной, Ерла говорит езжайте без меня, стоим думаем, параллельно решаем «проблему»… Звоню Маре, он тоже приехал уже втроём чешем репу. Вася и Ильяс уже на месте встречи, звонят и спрашивают как дела. После довольно долгих дискуссий проблема налаживается, уговариваем Ерлу ехать. Время около 9-ти часов. График поездки уже серьёзно пошатнулся… Приехали на место встречи, у джебеля Васи капает масло… «Я не еду ребята, поеду чиниться…» Недолго повозившись, устранили течь. Крепим багаж на мотики, всё привязываем и укладываем, заправляемся. Теперь уже потекла вилка Баджи… Писец непруха… С вилкой уж ничего не сделаешь, но решаем ехать.

Время около 11 часов. Чтоб нагнать график решаем ехать без остановок. Доезжаем до заправки, где тестируем чудо китайской инженерии, канистру в виде гармошки на 7 литров. Канистра эта тест не сдала, показав нам весёлый фонтачик бензы. Разлив этот бенз по проверенным 5-ти литровым баклажкам, в очередной раз решаем не останавливаться до Сарозека… Следующая остановка произошла у границ Капчагая, улетели на ходу баклажки у Ерлы, решаем не ехать назад, лучше купим на Сарыозеке 5-литровую воду и туда зальем бенз. У Иляса мот не выдержал вес багажа и хвост стал загибаться, глушак подпалил рюкзак. Мы всю поездку поражались весом этого рюкзака, которую Илься взял на спину. Была мысль что он везёт баршка на спине, по приезду зарежем и будет на куырдак. До Сарозека было ещё 2-3 остановки, но это лирика, главное доехали до конечной точки с бензом. Трамбуем бенз во все баки и ёмкости, привязываем багажи, в баклажках 25 литров 92-го, на автомате отвечаем на вопросы сколько жрёт, сколько прёт, и уже без остановок едем до Басчи. Там как оказалось тоже есть доисторическая заправка с 92ым. Долили бензу в баки, разговорились с водилой Мазды, удовлетворив его ответами на вопросы про мото, он изъявил желание нас проводить до офиса заповедника.

Вот мы и на месте, время около 14-ти часов. Проверяют пропуска, посылают за проводником на ИЖе. Ни в какую не соглашется на сквозной проезд… В Басчи заехали, отсюда и выезжайте… Ильяс включает всё свое красноречие, и дипломатичность, добиться разрешения сквозного проезда можно только с позволения его величества наиглавнейшего в этом заповеднике. Все остальные здесь ходят и дышат по его слову. Бумажки в 1000тг не решают здесь ничего, так как кара его величества за измену будет страшной. Хочу всем сказать что в заповеднике и вокруг него отлично ловит Билайн, и телефон Васи в этой поездке сыграл большую роль. Ильяс всеми возможными способами пытается получить благосклонность Главного, но тот на отдыхе, и с внешним миром связь разорвал. Подъезжает наш проводник, знакомимся, плюс ещё присоединился джип с туристами на борту. Надо ехать, а сквозной проезд попытаемся решить по ходу действия пьесы.


Время 15 часов. Вот мы уже и в заповеднике. ИЖ едет медленно, около 40км/ч, пыльно… С такой скоростью мы будем кататься здесь месяц… Проводник наверное прочитал наши мысли, и рукой дал отмашку, валите ребята вперёд, дорога одна. Мы скинули кое-какие вещи в джип, и дёрнули. Быстро доехали до Бархана в прямом смысле этого слова, припарковав мотик на его вершине. Точнее это сделал только Лус, мы же урча движками, подъехали к подножию и там закопались. Ильяс уже на верху, а мы скинув мотоботы, на своих двоих тоже оказались там. Бархан очень красив, много вопросов возникает, как он здесь оказался, и почему его ветром не сдуло до сих пор. Коллективно решив что по ночам приезжает самосвал с карьера и сгружает здесь песок, пошли вниз. То что он поёт решили маркетинговым ходом местных чтоб привлекать туристов, но как начали спускаться возник небольшой свист. Чтоб он запел нужен наверное ураган, или смерч как бывает в Америке. Но тогда уже будет всем не до пения. Поехали обратно на мынбулак, по пути увидев родник Ч.Валиханова, туранговую рощу и стелы Ошактас. Время было уже около 19-ти часов. Поздно, надо оставаться здесь на ночь.

Погода стала портиться, начинался ветер, егерь разрешил остаться у них, дал нам в распоряжение тапчан сарайчик с кухней. Скажу вам, что егеря здесь очень хорошие люди, готовые дать всё что есть и помочь как могут. А ещё они очень любят свою землю и с охотой рассказывают обо всех достопримечательностях и истории своего края.

Душевно посидели, попили чаю и не только, нас угостили мясом, мы их угостили макаронами с тушёнкой от шеф повара Ильяса. Общались на всякие темы, филосовствовали, шутили-смеялись, и пошли спать в районе 11ти. Уже немного покрапывал дождик и я решил ставить палатку, зря что-ли тащил её. Остальные расположились на тапчане, но потом перебрались в сарайчик. Ночью был сильный ветер и дождь, спал плохо, часто просыпался, но в целом было не холодно, в куртке, свитере и спальнике. Ночью вышел в туалет и чуть не потерял палатку, её почти унесло, успел остановить, пришлось целиться подальше и бить прямо из палатки гыгы.

День второй. Подъём в 6 утра. Утром было очень холодно. На горах виден свежий снег. Но в целом день обещает быть солнечным, нет туч на небе, обломитесь синоптики.


Разливаем бенз с канистр, собираемся, завтракаем, грузимся на мотики, не забываем отблагодарить нашего егеря за тёплый приём и едем на Косбастау. Дорога-песня! Топил местами под 90 как по асфальту, в нежданку возникают пухляки и промоины, но они на такой скорости перелетаются запросто. Вокруг виды шикарные. Получаешь огромное наслаждение от езды. На Косбастау встретили наших джиперов, пофотались возле ивы которой 700 лет, и поехали на горы Актау.





Дорога до гор Актау одна из самых красивых где я ездил. С левой стороны проезжаешь горы Катутау, тоже причудливые, необычные, скорость под 75, и неожиданно там в дали словно вырастая из земли появляются Актау. Действительно белые. В первый раз вижу такое. Останавливаемся пофотаться.

Ильяс своей настойчивостью всё таки добрался до Властелина АЕ, и получил разрешение. Настр у всех взлетает, не придётся снова пилить обратно той же дорогой через Сарозек. Мчимся до гор Актау фотаемся, причудливые горы напоминаю какую-то другую планету, даже ожидаешь того что сейчас выскочит какое-то зелёное создание с 2-мя головами и клешнями вместо рук. Решаю что я перегрелся и пью воду.
Вы видите Васю на фото? А я вижу бгыгыгы )))




Прощаемся с проводником, благодарим его, мировой мужик, он показывает дорогу и пишет пропуск на бумажке, чтоб выскочить безпроблемно. Проезд к Айдарлы запретили как оказалось потому что туристы на Делике и на каком-то джипаре тоже рванули туда, и кажется застряли. После дождя земля превращается в глину и налипает на колёса. Ну вот они застряли, выехать не смогли и их накрыло огромным водным потоком, и расшибло об землю. Остатки той делики и другой машины мы видели, печальное зрелище. Водные потоки там кажется частое явление, так как местами возникают огромные каналы, и земля вокруг вся размыта. До Айдарлы тоже долетели быстро, взяли воду в местном магазе и устроились на ступеньках на обед. Время уже 14.00. Конечно об Ассы можно и не думать. Как писали ветераны эндуро на форуме, нужен третий день. Но для Алтын Емеля вполне хватает и 2-ух. Покушали и поехали по трассе в направлении на Чунджу. Нашли отворот на щебёнку, она ведёт на Чилик вдоль красных гор. Через красные можно было бы выйти и на кульджинку, но мы устали и время уходит, едем дальше по щебёнке. Все переключаются на резерв, мы на джебелях едем сзади чтоб подобрать заглохших и влить им дозу 92-го. Первый заглох е73. 1.5 литра залили поехали. Я ехал крайний, наблюдал горы слева, охотничье хозяйство и тут внезапно заднее колесо блокируется, скорость была приличной, я заваливаюсь, мотик бьётся об ямы и лежит в куче пыли… Я лежу на земле смотрю вокруг, так внезапно стало тихо…


Встаю, вроде цел, головой ударился хорошо, спиной тоже, экипа дело свой сделала. Двигаю руками, ногами переломов нет. Парочка ушибов и всё. Иду к моту, поднимаю, руль кривой, вилка очень надеюсь что цела, надо смотреть. Дело было в том что верёвки не выдержали или ослабли и закреплённый сзади рюкзак намотался на колесо вместе с верёвками и спальником. Его разорвало вклочья и он застрял между колесом и маятником. Попытка выдернуть не дала результатов, вытащил нож и разделывал рюкзак по кусочкам. Уцелевшие вещи перекинул во второй и одел на спину. В следующий раз буду умнее, на ошибках учатся. Вообще поездка много чему научила, главное извлечь из этого урок. Мот завёлся без проблем, поехал… С кривым рулём ехать то ещё удовольствие… Одна рука полностью выгнута а другая согнута на локте и посадка в вполоборота. Ещё и что-то с тросом случилось кажется. Спидометр не пашет. Доехал до своих, у Мары оказца лопнула цепь, но он уже как то на соплях заклепал её и поехал потихоньку… Вася уже слил бенз некоторым и был на резерве. Ну что традиции надо чтить, как обычно на последних парах топлива во всех мотах доехали до заправки на Чилике. Камень с души упал когда залили по полному баку и позвонили родным в райное 20.00. Дома был в 10.30. Вот и закончился трип, очень интересный, и с кучей неприятных сюрпризов от судьбы. Эндуро боги от души поиздевались над нами и повеселились. Надеюсь это была проверка и в следующие разы они будут более благосклонны к нам. Но главное маршрут прошли, и заповедник увидели, оно того стоил на все сто. Буду залечивать раны и чинить мотик. Этот сезон я уже закончил. Завтра мот будет стоять в моей комнате, сексуальный и чисто вымытый.
Выражаю всем огромную рахметизацию!

2 комментария

avatar
Читая про все препятствия, которые появлялись одно за другим, понимаю, что существуют знаки — которые четко дают нам понять, что нужно быть осторожными. В тот раз, это были неполадки с мотоциклом у Ерлы, капающее масло, текущая вилка, все как бы предупреждает. Рад что при падении ты остался невредим.
Вспомни Монголию, мотоциклы отказывающиеся заводиться, сбитая корова, проколотое колесо, тогда мы все верно поняли и не стали упорствовать.
avatar
Кстати да! Мотоциклисты не зря становятся суеверными… Надо чётко понимать и улавливать эти знаки, вовремя остановиться и не искушать судьбу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.