Выбор колодок для эндуро

Мастерская
С выбором колодок для своего мотоцикла сталкивается каждый мотоциклист, я лично задумался о том какие же именно колодки нужно ставить на мой мотоцикл, после установки новых тормозных дисков. Подробно изучив информацию по выбору колодок которая есть в интернете, выделил основные понятия необходимые для выбора колодок для эндуро и кроссовых мотоциклов.


Дело в том, что даже если колодки будут подходящих размеров и предназначены для вашего мотоцикла, то не факт что они реально вам подойдут.
Начнем пожалуй с маркировки. SAE разработала систему идентификации уровня трения в основе которой лежат две буквы. Первая буква это коэффициент трения, после нормального разогрева. Вторая буква это горячий коэффициент трения, после восстановления колодки от перегрева.
Код С — Коэф. трения до 0,15
Код D — Коэф. трения c 0,15 до 0,25
Код E — Коэф. трения с 0.25 до 0.35
Код F — Коэф. трения с 0.35 до 0.45
Код G — Коэф. трения с 0.45 до 0.55
Код H — Коэф. трения с 0.55 до 0.8

Эти коды можно встретить в номерах колодок HH, GG, GF…
У колодок, нуждающихся в прогреве, первая буква меньше второй. На низкотемпературных колодках (органике), из за неустойчивости к большим температурам вторая буква обычно бывает меньше первой. На колодках, устойчиво работающих на тестируемых температурах обе буквы одинаковы.

Колодки делятся на несколько типов:

Органические. Самый распространенный тип колодок. В состав колодки входит органический наполнитель, обычно графит. органические колодки — черного цвета. В качестве матрицы используется фенол (пришел на смену асбесту). Для усиления структуры используются металлические или синтетические (кевлар) фибры. Основные свои качества колодка наследует от графита — линейный коэффициент трения и температурный диапазон до 400C. Колодки, в состав которых входят некоторые подвиды органических смол, требуют начального прогрева для окончательного формирования (сопутствует запах). Будьте внимательны и не перегревайте органическую колодку первые 100 км, иначе она может разрушиться.
Для колодок подобного типа коэффициент трения варьируется от 0.30 до 0.50. Очень мягкие. Колодки не прогрессивны и имеют линейную отдачу. Дополнительную износоустойчивость придают усилители/продюсеры терния — фибры кевлара и бронзовая стружка. Идеально подходят, для использования на чугунном роторе сзади. Недостатки — относительно низкий коэффициент трения, низкая износоустойчивость и низкая рабочая температура которая не позволяет использовать органику на основе графита в качестве колодок для передних тормозов на треке.
Считаю что органика оптимальный вариант для эндуро. На бездорожье в обычно рабочие температуры невысокие, несравнимы с высокими температурами до которы нагреваются колодки на гоночных треках. Резкие или нелинейные тормоза могут сыграть злую шутку, а органика дает возможность совершить плавное торможение. Кроме того органические колодки меньше всего стирают тормозной диск и стоят дешево.

Полуметаллические. Колодки которые могут сохранять коэффициент трения под воздействием высоких температур. Недостатком таких колодок является необходимость прогрева и низкий (по сравнению с органикой) начальный коэффициент трения. При использовании в городе или на бездорожье такие колодки сложно прогреть до рабочей температуры. Для целей эндуро не подходят, кроме того во многих источниках их крайне не рекомендуют использовать в городе, в общем чисто спортивный вариант для трека, где тормозами пользуются очень интенсивно и прогревают их перед гонкой.

Спеченные колодки. (Sintered). Компромисс между устойчивым коэффициентом трения и широким диапазоном температур. Ключевым элементом в изготовлении спеченных колодок, является медь. Благодаря пористой структуре sintered колодки эффективны как в дождь так и в сухую погоду. Срок службы таки колодок в три раза больше чем у органических. Сильной стороной колодки является высокая прочность, коэффициент трения в пределах 0.65-0.7, высокий температурный диапазон — до 750С, относительная устойчивость коэффициента трения. Из за высокой прочности и высокого коэффициента трения, такие колодки нельзя использовать в паре с чугунными или карбоновыми роторами. Высокий коэффициент трения приводит к тому, что диск быстро изнашивается а температура обычного диска (не предназначенного для металлизированной колодки) повышается на 90С-120С, что потенциально может привести к выходу из строя ротора. Sintered колодки предназначены для использования в паре со специальным стальным ротором.

Выбор колодок на практике, индивидуален, колодка должна подходить не только под мотоцикл но и под стиль езды.
Заднее колесо подвержено блокировки, так как при торможении 80% массы мотоцикла вместе с пилотом находится спереди, поэтому заднее колесо легко заблокировать. Исходя из этого, чем меньше начальная хватка и пропорциональнее работа заднего тормоза — тем лучше. Поэтому для заднего тормоза лучше не использовать спортивные высокотемпературные и sintered колодки из за сильной начальной хватки. Идеальный задний тормоз должен быть линейным и без сильной начальной хватки.
Передний тормоз основной на мотоцикле. Перед тем как выбирать колодки для переднего тормоза нужно определиться со стилем езды. Из информации о колодках которую я описал выше, можно сделать вывод какой тип колодок подойдет вам и вашему мотоциклу. Если у вас легкий эндурик который вы используете для поездок по бездорожью, то оптимальный вариант будет полуметаллическая органика или органика с низким содержанием металла. Если цель соревнования и она оправдывает средства, то лучший выбор sintered.

3 комментария

avatar
Вот и мне надо задние колодки в субботу на капчик ездил по трассе поймал пружину колесом. Пружина подцепила номерной знак и просунула его между вилкой и колесом и покоцала внутреннею калодку теперь постепенно осыпается
avatar
Пардоньте))) а в чем отличие железных роторов и стальных роторов? Разве это не одно и то же? В абзаце про sintered колодки. Как то противоречво получается.
avatar
Опечатка исправил.
Еще один момент, в некоторых источниках упоминалось что некоторые стальные диски не предназначены для sintered колодок, поэтому нужно смотреть рекомендации производителя роторов.
В общем для использования этих колодок, желательно подбирать стальной диск предназначенный именно для использования в паре с этими колодками.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.